menu

:: История подвесного светильника

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

История подвесного светильника


Сначала подвесной светильник назывался «паникадило» и освещал только соборы и храмы. Когда появилась необходимость освещения жилых помещений, появились люстры. В толковом словаре Вл. Даля указано, что люстра (от франц. lustre) — паникадило, подвесной свечник, предмет роскоши и украшения. Каждая люстра того времени действительно была уникальной и неповторимой, являясь поистине произведением искусства. В России люстры появились в XII веке, когда для освещения домов и храмов стали широко применять сальные и восковые свечи.
  Первые люстры назывались паникадила и поражали современников своей красотой и великолепием. Их обычно подвешивали под главным куполом соборов, а на боковых галереях развешивались хоросы.
  Паникадило состояло из нанизанных друг на друга отдельных частей и заканчивалось внизу крупным гладким или украшенным орнаментом шаром. К стержню прикреплялись расходящиеся отроги-перья со свечниками. Изготавливали паникадила из литой меди, кованого железа, серебра, кости, олова. Бывало, что паникадила достигали огромной величины и украшались множеством фигурных подвесок. Конструкция паникадила легла в основу светильников более позднего времени.
  Неудивительно, что своей роскошью паникадила приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев. Один европейский путешественник, которому довелось побывать на пиру в княжеских палатах, так описал свои впечатления: «… наступил вечер, так что пришлось зажечь четыре серебряных паникадила, висевших под потолком, из которых большое, напротив князя, было о двенадцати свечах, три другие о четырех. Все свечи восковые. Около постава стояли восемнадцать человек с большими восковыми свечами. Свечи ярко горели, и в комнате было очень светло». Греческий архиепископ Арсений Елассонский в своих воспоминаниях указывал, что «в палатах царицы Ирины Годуновой висел превосходной работы лев, державший в руках змею, а к змее было привешено множество прекрасных канделябров наподобие корзин».
  Многое изменилось в истории люстры с зарождением в XVII веке русской стеклянной промышленности. Наиболее ранние по времени стеклянные люстры выделывались на заводе в селе Измайлово, построенном в 1699 году «про обиход великого государя». Свою форму эти люстры заимствовали у паникадил XVI-XVII веков. В эпоху Петра I начала бурно развиваться гражданская архитектура. На берегах Невы вырастал строящийся по европейским канонам Санкт-Петербург. А в Первопрестольной среди деревянных хором и изб горожан появились богатые особняки. Богатые интерьеры потребовали новых, более совершенных осветительных приборов. Для освещения помещений использовались фонари, стенники, бра, подсвечники, шандалы, канделябры, жирандоли. Благодаря господствующему в то время стилю «русское барокко» появились люстры нового типа. В их конструкции преобладала изогнутая линия, а на медном каркасе закреплялся хрустальный убор в виде бесцветных или розовато-лиловых граненых подвесок. В середине XVIII века люстры приобрели более элегантный вид, чему способствовало начало производства фарфора в России. Новый материал стал успешно применяться для декора светильников, сменив кованые железные цветы и гирлянды.
  Первое время изделия «Императорской Ее Величества порцелиновой мануфактуры» предназначались для двора и его окружения. Широкое распространение фарфоровые лампы и подсвечники получили только в XIX веке.
  Во второй половине XVIII века в русском прикладном искусстве произошли заметные изменения. На смену вычурным барочным формам приходит строгий классицизм. Уходят в прошлое пышные люстры, перегруженные тяжелыми хрустальными подвесками в виде дубовых листьев, их сменяют осветительные приборы с четкой конструкцией, в основе которой горизонтальный стержень и круглые бронзовые обручи. Центральные стержни таких люстр состояли из фигурных деталей, выполненных из окрашенного стекла. Благодаря научным изысканиям М.В. Ломоносова вместо синего и бутылочно-зеленого стекла применяется розовое и голубое, а затем в моду входит красное, синее и молочно-белое.
  Во второй четверти XIX столетия вновь вошел в моду хрустальный убор люстр. Однако в отличие от люстр XVIII века они поражали своей тяжеловесностью и некоторой грубоватостью. В нижней части светильников крупные, плотно соединенные хрустальные подвески образовывали полушарие, а бронзовая конструкция полностью скрывалась под сплошным хрустальным убором. Такие люстры пользовались большим спросом, поэтому на Императорском стеклянном заводе была создана специальная мастерская по производству хрустальных подвесок. Развитие промышленности во второй половине XIX столетия нанесло урон художественному качеству изделий. Тонкое самобытное мастерство русских умельцев постепенно вытеснялось массовой и серийной продукцией. К тому же в качестве горючего материала для освещения стали использовать керосин. Керосин хорошо впитывался фитилем и подавался к пламени горелки. Первую керосиновую лампу создал американский химик Селлиман. В конце 50-х годов XIX века львовский аптекарь И. Лукашевич предложил конструкцию керосиновой лампы с круглым фитилем. Такие лампы, получившие название «молния», давали силу света до 50 свечей.
  Керосиновые лампы из-за дешевизны нашли довольно широкое применение. Интерьеры богатых особняков украшали лампы в виде фарфоровых ваз, скрывающих в себе резервуар с горючим. Из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала абажур, который смягчал яркий резкий свет. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. Бедняки заправляли керосином стеклянные бутылки, проделав в пробке отверстие для фитиля, и, как тогда говорилось, «зажигали газ».

Вернуться в предыдущий раздел...